Spacequest-time.ru

Spacequest-time.ru - осведомительный сайт

Метки: Сара бернар пион купить, сара бернар 70 лет.

Сара Бернар
Sarah Bernhardt

Фото Надара 1864 года
Имя при рождении:

Генриетт Розин Бернар

Дата рождения:

22 октября 1844(1844-10-22)

Место рождения:

Париж, Франция

Дата смерти:

26 марта 1923(1923-03-26) (78 лет)

Место смерти:

Париж, Франция

Профессия:

актриса, сценарист

Гражданство:

 Франция

Годы активности:

1862—1922

Театр:

«Одеон», «Комеди Франсэз», «Театр Сары Бернар»

Роли:

Маргарита Готье, Андромаха, Клеопатра, донья Соль

IMDb:

ID 0076800

Сара Бернар (фр. Sarah Bernhardt; 22 октября 1844, Париж — 26 марта 1923, там же, урождённая Генриетт Розин Бернар (фр. Henriette Rosine Bernard) — французская актриса еврейского происхождения, которую в начале XX века называли «самой знаменитой актрисой за всю историю»[1]. Успеха она добилась на сценах Европы в 1870-х годах, а затем с триумфом гастролировала и в Америке. В её амплуа были в основном серьёзные драматические роли, из-за чего актриса получила прозвище «Божественная Сара».

Содержание

Биография и творчество

Сара Бернар родилась 22 октября 1844 года в Париже[2]. Мать Сары звали Юдифь. Еврейка, происхождением либо из Германии, либо из Нидерландов, она родила Сару в возрасте шестнадцати лет. Отец остался неизвестен. Иногда им считают Поля Мореля, офицера французского флота (об этом свидетельствуют некоторые официальные документы). По другой версии отцом является Эдуард Бернар, молодой адвокат.

До приезда во Францию Юдифь подрабатывала модисткой. Но в Париже она предпочла стать куртизанкой. Приятная внешность, умение со вкусом одеваться обеспечили ей безбедное существование за счёт средств состоятельных любовников. Родившаяся дочь мешала Юдифь вести беззаботную жизнь, и поэтому Сара была отправлена в Англию, где жила с няней. Она могла остаться там вплоть до совершеннолетия, если бы не произошёл несчастный случай: няня оставила Сару одну с мужем-инвалидом, Сара смогла выбраться из своего кресла и подошла слишком близко к камину, платье загорелось. Соседи спасли Сару. Юдифь в это время путешествовала по Европе с очередным спонсором. Её вызвали к дочери, она приехала в Англию и забрала Сару в Париж. Впрочем, вскоре она снова покинула её, оставив на попечение ещё одной няньки.

Вынужденная жить в унылом месте, в мрачном доме, куда привезла её нянька, Сара замкнулась в себе, исхудала. Но судьба всё-таки соединила мать и дочь. Случайная встреча с тетёй, Розиной, которая была такой же куртизанкой, как Юдифь, ввергает Сару в исступление. В припадке она падает с рук няни и ломает себе руку и ногу. Мать, наконец, забирает её, и несколько лет уходит на то, чтобы одинокая девочка вспомнила, что такое материнская любовь.

Сара не была обучена ни чтению, ни письму, ни счёту. Её отдают в школу Мадам Фрессард, где она проводит два года. Во время пребывания в школе Сара впервые принимает участие в спектаклях. Во время одного из представлений она вдруг видит, как в зал входит её мать, решившая навестить дочь. С Сарой случается нервный приступ, она забывает весь текст и «страх сцены» с тех пор остаётся с ней до самых последних дней, продолжая преследовать её даже в период её мировой славы.

Осенью 1853 года Сару отдают на обучение в привилегированную частную школу Грандшамп. Протекцию устраивает очередной поклонник Юдифи, герцог Морни.

Подростком Сара была очень худой, постоянно кашляла. Осматривающие её доктора предрекали ей скорую смерть от туберкулёза. Сара становится одержима темой смерти. Примерно в это время делаются её знаменитые фотографии, где она лежит в гробу (гроб ей купила мать после долгих уговоров). Однажды мать устроила совещание близких родственников и друзей, где они решили, что Сару стоит побыстрей выдать замуж. В аффектации девочка устремляет взор к небесам и заявляет присутствующим, что она отдана Богу и её участь — монашеские одежды. Герцог Морни по достоинству оценивает эту сцену и рекомендует матери отдать дочь в консерваторию. В это же время Сара впервые попадает на настоящее представление в Комеди Франсэз. После этого судьба её решена[3].

Когда занавес медленно поднялся, я почувствовала, что теряю сознание. Можно сказать, в этот момент поднялся занавес моей жизни.
Из книги «Моя двойная жизнь»


В возрасте 13 лет Сара поступила в драматический класс Высшей национальной консерватории драматического искусства[4], который она окончила в 1862 году[2].

Несмотря на протекцию, для поступления в консерваторию Саре предстояло выдержать экзамен перед комиссией. Для подготовки к нему она занимается уроками дикции. Её главным учителем в это время становится Александр Дюма-отец. Гений художественных образов, он учит Сару как создавать характеры с помощью жестов и голоса. На экзамене все очарованы голосом Сары и она без проблем поступает на обучение, которому отдаёт все силы. На выпускном экзамене она завоёвывает второй приз.

1 сентября 1862 года Сара Бернар дебютировала в театре «Комеди Франсэз» в спектакле «Ифигения» Жана Расина, исполнив главную роль. Ни один из критиков не разглядел в начинающей актрисе будущую звезду, большинство считало, что скоро имя этой актрисы незаметно исчезнет с афиш. Вскоре из-за конфликта Сара Бернар прекратила сотрудничество с «Комеди Франсэз». Её возвращение туда состоялось лишь через десять лет.

После ухода из театра для Бернар наступают непростые времена. О следующих четырёх годах её жизни мало что известно, за исключением разве того, что в этот период она сменила несколько любовников. Но стать куртизанкой, как её мать, Сара не хотела. 22 декабря 1864 года у Сары рождается сын, Морис, чьим отцом был Анри, принц де Линь. Вынужденная искать средств для существования и воспитания сына, Сара устраивается в театр Одеон, второй по значимости из парижских театров того времени. После нескольких не слишком удачных ролей критики замечают её в Короле Лире, где она играет Корделию. Следующий успех приходит с ролью в пьесе «Kean» Дюма-отца, который остался весьма доволен игрой своей протеже.

В 1869 году актриса исполняет роль менестреля Занетто в «Прохожем» Франсуа Коппе, после чего к ней пришёл успех. Триумфальной стала для неё роль Королевы в «Рюи Блазе» Виктора Гюго, которую она сыграла в 1872 году[4].

Работала в театрах «Комеди Франсез», «Жимниз», «Порт-Сен-Мартен», «Одеон». В 1893 приобрела театр «Ренессанс»  (англ.), в 1898 театр «Насьон»[4] на площади Шатле, который получил название «Театра Сары Бернар»  (англ.) (ныне фр. Théâtre de la Ville). Многие выдающиеся деятели театра, например К. С. Станиславский, считали искусство Бернар образцом технического совершенства[2]. Однако виртуозное мастерство, изощрённая техника, художественный вкус сочетались у Бернар с нарочитой эффектностью, некоторой искусственностью игры.

Многие выдающиеся современники, в частности, А. П. Чехов[5], И. С. Тургенев[6], А. С. Суворин[7] и Т. Л. Щепкина-Куперник[8], отрицали наличие у актрисы таланта, который подменялся предельно отточенной и механистической техникой игры. Столь крупный успех ими объяснялся феноменальным паблисити, оказываемым Бернар прессой, и более касавшимся её личной жизни, чем собственно театра, а также необычайно раздуваемым ажиотажем, предшествующим самому представлению.

Могила Сары Бернар на кладбище Пер-Лашез.

Среди лучших ролей: донья Соль («Эрнани» Гюго), Маргарита Готье («Дама с камелиями» Дюма-сына), Теодора (одноимённая пьеса Сарду), принцесса Грёза, герцог Рейхштадтский (в одноимённой пьесе и «Орлёнке» Ростана), Гамлет (одноимённая трагедия Шекспира), Лорензаччо (одноимённая пьеса Мюссе). С 1880-х гг. Бернар гастролировала во многих странах Европы и Америки, выступала в России (1881, 1892, 1908-09) в стенах Михайловского театра и в провинции.

Во время гастролей 1905 года в Рио-де-Жанейро Сара Бернар повредила правую ногу, которую в 1915 году пришлось ампутировать. Но, несмотря на увечье, Сара Бернар не оставила сценическую деятельность. В годы Первой мировой войны выступала на фронте. В 1914 году была награждена орденом Почётного легиона[4]. В 1922 году оставила сценическую деятельность[2].

Актриса умерла 26 марта 1923 года в Париже в возрасте 78 лет от уремии после отказа почек. Она похоронена на кладбище Пер-Лашез.

Образ в искусстве

Портреты Сары Бернар писал Бастьен-Лепаж, Болдини, Гандара и др. художники, её многократно фотографировал Надар. Альфонс Муха писал рекламные плакаты к её выступлениям.

Интересные факты

Пион 'Sarah Bernhardt'. Один из самых красивых и ароматных сортов пионов назван в честь Сары Бернар
  • Д. Марелл написал о Саре Бернар пьесу «Смех лангусты».
  • Сара Бернар сыграла 13-летнюю Джульетту в 70 лет.
  • Сара Бернар удостоена звезды на Голливудской аллее славы за вклад и развитие киноиндустрии.

Фильмография

Год Русское название Оригинальное название Роль
1900 ф Дуэль Гамлета Le duel d'Hamlet Гамлет
1912 ф Королева Елизавета Les Amours de la reine Élisabeth Королева Елизавета I
1912 ф Дама с камелиями La Dame aux camélias Маргарита Готье
1913 ф Адриана Лекуврёр Adrienne Lecouvreur Адриана Лекуврёр
1915 ф Жанна Доре Jeanne Doré Жанна Доре
1917 ф Французские матери Mères françaises
1923 ф La voyante La voyante

Избранные роли в театре

Бернар, как Гамлет, в начале 1880-х
Бернар, портрет, 1890
Gismonda в Альфонс Муха

Записи

  • Phèdre (1902)
  • Le Lac (The Lake) (1902)
  • La Fiancée du Timbalier (1902)
  • Lucie (1902)
  • Le Lac (1903)
  • La Samaritaine (1903)
  • Les Vieux (The Old Ones) (1903)
  • Un Évangile (A Gospel) (1903)
  • Phèdre (1903)
  • La Mort d’Izéil (The Death of Izéil) (1903)
  • La Rêverie de Théroigne de Méricourt (The Dream of Théroigne de Méricourt) (1903)
  • Un Peu de Musique (A Little Music) (1903)
  • L’Aiglon (The Eaglet) (1910)
  • Phèdre (1910)
  • Les Buffons (The Buffoons) (1908)
  • La Samaritaine (1910)
  • L'Étoile dans la Nuit (The Star in the Night) (1918)
  • Prière pour nos Ennemis (A Prayer for our Enemies) (1918)

Галерея

Сочинения

  • Ма double vie. Mémoires de Sarah Bernhardt, P., 1907;
  • В русском переводе — Сара Бернар Моя двойная жизнь. Мемуары. — СПб: Северо-Запад, 1995. — 543 с. — ISBN 5-8352-0470-1
  • L’art au théâtre, P., 1923

Литература

  • Seller G., Sarah Bernhardt, P., [s. a.];
  • Кугель А.Р. Театральные портреты. — Л.: Искусство, 1967. — 382 с.
  • Brandon, Ruth. Being Divine: A Biography of Sarah Bernhardt. London: Mandarin, 1992.
  • Gold, Arthur and Robert Fitzdale. The Divine Sarah: A Life of Sarah Bernhardt. New York: Alfred A. Knopf, 1991.
  • Léturgie, Jean and Xavier Fauche: Sarah Bernhardt, Lucky Luke (49). Dupuis, 1982.
  • Lorcey, Jacques. Sarah Bernhardt, l’art et la vie, Paris : Éditions Séguier, 2005. 160 pages. Avec une préface d’Alain Feydeau. ISBN 2-84049-417-5.
  • Menefee, David W. Sarah Bernhardt in the Theater of Films and Sound Recordings. North Carolina: McFarland, 2003.
  • Menefee, David W. The First Female Stars: Women of the Silent Era. Connecticut: Praeger, 2004.
  • Ockmann, Carol and Kenneth E. Silver. Sarah Bernhardt: The Art of High Drama New York: Yale University Press, 2005
  • Skinner, Cornelia Otis. Madame Sarah. Paragon House, 1966.
  • Snel, Harmen. «The ancestry of Sarah Bernhardt; a myth unravelled», Amsterdam, Joods Historisch Museum, 2007, ISBN 978-90-802029-3-1
  • Gottlieb, Robert «Sarah: The Life of Sarah Bernhardt» New Haven, Yale University Press, 2010

Примечания

  1. The Drama of Sarah Bernhardt. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 18 октября 2007.
  2. ↑ Бернар Сара — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  3. Elizabeth Silverthorne Sarah Bernhardt. — 1th Printing. — Philadelphia: Chelsea House Publishers, 2004. — 136 p. — ISBN 0-7910-7458-7
  4. ↑ Бернар, Сара — статья из энциклопедии «Кругосвет»
  5. А. П. Чехов Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в 18-ти томах. — М.: Наука, 1982. — Т. 16. — С. 14—16.
  6. А. П. Чехов Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в 18-ти томах. — М.: Наука, 1982. — Т. 16. — С. 400.
  7. А. П. Чехов Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в 18-ти томах. — М.: Наука, 1982. — Т. 16. — С. 399.
  8. Т. Л. Щепкина-Куперник Театр в моей жизни. — М.-Л., 1948. — С. 94—95.

Ссылки

Tags: Сара бернар пион купить, сара бернар 70 лет.